Пожарная безопасность в школе

Школа – место, где помимо школьной программы учащиеся постоянно проходят обучение в целях предотвращения возникновения и развития пожара, также имеется возможность получения знаний и навыков обращения с разными электроприборами, изучения способов применения в различных условиях обстановки. Пожарная безопасность (ПБ)- состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. Для обеспечения пожарной безопасности (ПБ) в школе необходимо внедрить мероприятия по защите учеников, работников и имущества учебного заведения от пожара. Нужно соблюдать требования МЧС по оснащению школы средствами пожаротушения, назначить ответственных сотрудников по ПБ, применять негорючие материалы, проводить пожарные учения для детей. Ответственность за выполнение комплекса противопожарных мер осуществляет руководство школы.

Мероприятия по пожарной безопасности в школе

Пожар - неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства.

Опасные факторы пожара - условия, возникающие на пожаре и угрожающие физическими и химическими свойствами людям и материальным ценностям. При возникновении пожара интенсивно образуется СО, чтобы не потерять сознание важно, как можно быстрее оказаться на улице или в помещении со свежим воздухом. Нельзя ходить в задымленном помещении в полный рост: дым всегда скапливается в верхней части комнаты или здания, поэтому лучше пригнуться, закрыв нос и рот платком, и выбираться из помещения. Передвигаться при видимости менее 10 метров можно только на небольшое с задержкой дыхания, чтобы не потеряете ориентацию и не зацепитесь за что-то одеждой.

В каждой школе назначается сотрудник, ответственный за ПБ, в обязанности которого входит контроль за соблюдением противопожарного режима.

Общие противопожарные мероприятия:

  • Установить огнетушители, пожарные краны, ведра, ящики с песком, емкости с водой, закупить противопожарные одеяла.
  • Смонтировать системы аварийного освещения, обнаружения задымления и возгорания, приборы противопожарной сигнализации.
  • Обучить правилам поведения при обнаружении возгорания, действиям во время срабатывания сигнализации.
  • Разместить на каждом этаже школы план эвакуации на стене у выхода.
  • Обустроить аварийные выходы дверями, открывающимися наружу, покрытие пола должно быть прочно зафиксировано, на лестничных маршах должны быть перила, выходы нельзя загромождать посторонними предметами.
  • Создать стенды с информацией о требованиях к пожарной безопасности.
  • Обеспечить беспрепятственный проезд для пожарных машин.
  • Хранить легковоспламеняющиеся жидкости- бензин и керосин в специально отведенных для этого местах. Запрещено оборудовать склад горючих веществ в здании школы.

Работа с детьми

В целях профилактики на классных часах проводятся разъяснительные беседы педагогов о важности их соблюдений в школе, дома, на природе. Для просветительской работы с детьми сотрудники МЧС рассказывают об опасности игры с огнем, проблемах из-за неправильного тушения костров и несоблюдения мер безопасности при использовании бытовой техники, обсуждают возможности недопущения таких ситуаций, приводят примеры из жизни. Такие занятия являются эффективным воспитательным средством. Во избежание паники среди школьников и персонала, для отработки порядка действий не реже одного раза в полгода в школе проводят противопожарные учения, в ходе которых включают сирены, производят организованную эвакуацию. Размещение плакатов с правилами противопожарной безопасности в холле, коридорах, перед входом в столовую, в кабинете технологии, НВП, ОБЖ, физики, химии является важной профилактической мерой. За счет установки пожарных щитов, оснащенных первичными средствами тушения огня, к которым относятся песок, ручные огнетушители имеется возможность ликвидировать небольшие возгорания, препятствовать распространению огня до прибытия пожарных.

Огнетушитель – это первичное средство пожаротушения, которое применяется в случае обнаружения очага возгорания и позволяет его ликвидировать частично или полностью до приезда пожарной охраны. огнетушители следует всегда содержать в исправном состоянии, периодически осматривать, проверять и своевременно перезаряжать. Согласно технической документации расстояние от возможного очага возгорания до места размещения огнетушителя не должно превышать 20 метров. Рассчитывая количество огнетушителей принимается во внимание их расположение: на этаже должно быть не меньше двух штук плюс по одному в каждый кабинет с взрывоопасными веществами и техникой.

Нововведения 2023 года

С 01.03.2023 года соблюдение требований пожарной безопасности в школе осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 1885. Последние изменения нормативных, правовых актов и иных:

Введены новые нормы проверки огнетушителей, для назначения ответственного по пожарной безопасности издается приказ.

Теперь создают противопожарные инструкции не для каждого строения, а для однотипных зданий, ведут журнал эксплуатации защитных систем в электронном виде.

Противопожарную подготовку в общеобразовательной организации необходимо проходить раз в несколько лет, а инструктаж по пожарной безопасности на рабочем месте раз в квартал.

Инструкция по пожарной безопасности для учащихся

Общие требования безопасности:

Во время уроков и в свободное время учащиеся должны соблюдать требования разработанной инструкции согласно «Правилам пожарной безопасности в Российской Федерации».

Старшеклассники обязаны знать места первичных средств пожаротушения и правила их использования, способы выхода из школы при возникновении пожара, согласно плана эвакуации, утвержденного директором.

Если возникло возгорание или запах дыма следует незамедлительно сообщить преподавателю или работнику школы.

Запрещается:

  • использовать в школе легковоспламеняющиеся, взрывоопасные, горючие материалы.
  • оставлять без присмотра включенные в сеть электроприборы.
  • разводить костры.
  • использовать пиротехнические средства.
  • курить.

Действия учащихся при пожаре:

В случае появления открытого пламени, запаха гари, задымления немедленно сообщить работнику образовательной организации.

  • Строго выполнять правила ПБ и распоряжения учителя.
  • Не поддаваться панике. Внимательно выполнять указания работников школы.
  • Соблюдать порядок эвакуации, не бегать, помогать младшим школьникам.

Без разрешения администрации школы, учащиеся не участвуют в тушении пожара и эвакуации имущества. О причиненных травмах учащиеся сразу сообщают работникам школы.

Правила пожарной безопасности в образовательных учреждениях

Во избежание пожара в школе весь персонал школы:

  • соблюдает правила пожарной безопасности.
  • следит, чтобы на территории школы не скапливались горючие отходы.
  • своевременно убирает и вывозит с территории школы мусор, тару и сухую растительность необходимо.

По законодательству сжигать листву и мусор запрещено, ведь помимо пожароопасной ситуации это повышает углекислый газ в воздухе, усиливает парниковый эффект и глобальное потепление. (Федеральный Закон РФ № 89 от 24.07.1998 г. «Об отходах производства и потребления).

  • регулярно контролирует состояние дорог и подъездов к школе, чтобы они не были загромождены автотранспортом, обеспечивает беспрепятственный доступ проезда пожарных машин на территорию школы.
  • рпри пожаре больших размеров, использует местные водоемы, пруды, резервуары, водопроводы с сетью пожарных гидрантов, за которыми обеспечивается соответствующий досмотр и уход.
  • рследит, чтобы крышки смотровых колодцев подземных пожарных гидрантов не были засыпаны землей и мусором, покрыты льдом и снегом. На стене ближнего строения должен быть указательный знак с координатами расположения гидранта относительно строения.

Порядок эвакуации из образовательных учреждений

При пожаре в первую очередь, вызывают пожарную охрану и организуют эвакуацию всех школьников. В плане эвакуации указывают места с возможностью оповещения о пожаре. Для выхода из горящего здания указывают пути эвакуации и эвакуационные выходы. План эвакуации имеет текстовую и графическую часть с поэтажной планировкой здания. Главное на плане стрелками указать направление движения по путям эвакуации с наименованием помещений, пронумеровать эвакуационные выходы и лестницы, указать места нахождения ручных пожарных извещателей, телефонов, огнетушителей, пожарных кранов, других средств противопожарной защиты. Основные пути обозначают сплошными зелеными линиями со стрелками, резервные - пунктирными линиями со стрелками.

На практике во время пожара, когда не удается воспользоваться лестницами для эвакуации людей, то часто пользуются выходами на крышу здания.

План эвакуации в рамке вывешивается при входе на этаж. Пояснительная часть плана эвакуации в виде таблицы с перечнем и порядком действий при пожаре, должностями и фамилиями исполнителей утверждается руководителем объекта.

Примерный перечень действий

  • Первым делом нужно вызвать пожарную охрану. Для быстроты и четкости готовят текст вызова.
  • При обнаружении возгорания вахтер должен дать оповещающий звонок или в словесной форме оповестить об эвакуации спокойным и внушительным тоном по громкоговорящей сети. Благодаря установленной системы оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ), заранее подготовленный текст транслируется по всем помещениям здания. электрические устройства должны эксплуатироваться в автоматическом режиме и круглосуточно находиться в рабочем состоянии.
  • Ответственными за учеников считается учитель, проводивший урок на момент поступления сигнала о пожаре. сначала выводят учащихся, которые оказались ближе всего к источнику возгорания.
  • В задымленном помещении используют простейшие средства защиты органов дыхания.

Во время проведения эвакуации детей преподаватели обязаны:

  • прекратить уроки;
  • быстро одеть детей;
  • указать направление движения и место сбора;
  • согласно плану эвакуации: открыть двери по направлению движения и вывести детей;
  • после выхода из класса обязательно нужно закрыть дверь и окна в кабинет, чтобы снизить интенсивность распространения огня.
  • провести детей в безопасное место, указанное в плане эвакуации;
  • вести контроль состояния здоровья и психологического состояния обучающихся, при необходимости оказать первую помощь;
  • проверить наличие детей по списку и результаты доложить директору.
  • привлекать старшеклассников для помощи в одевании учащихся начальной школы, вызове «скорой помощи» для пострадавших.

В каждом здании школы должно быть не менее двух эвакуационных выходов.

Открытие дверей на путях эвакуации должно быть по направлению выхода из здания. Запоры на них должны свободно открываться изнутри без ключа.

Если запасные выходы закрываются на внутренний механический замок по согласованию с Государственной противопожарной службой МЧС России, то на каждом этаже должен быть ответственный дежурный с комплектом ключей от всех замков на дверях эвакуационных выходов. Вторые комплекты ключей с обозначением принадлежности соответствующему замку хранятся в помещении дежурного по школе.

Смотрите также